День науки
Традиционно, 8 февраля, в лицее проходит день Науки. И это день по-настоящему стал праздником для всех лицеистов. С утра и до вечера проходят различные встречи с интересными людьми: со студентами – выпускниками лицея, с преподавателями различных ВУЗов, с руководителями важнейших предприятий города, мастер-классы, конференции, турниры, лекции, беседы, олимпиады, кипит экспериментальная работа.
А что же такое наука, когда она возникла?
С развитием письменности в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).
Слово «учёный» в современном понимании (scientist), сменившее словосочетание «философ, изучающий природу» (natural philosopher), появилось в середине XIX века.
В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации.
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. На этой основе выполняется синтез новых знаний или обобщения, которые описывают наблюдаемые природные или общественные явления и указывают на причинно-следственные связи, что позволяет осуществить прогнозирование.
По мнению историка науки И. Н. Веселовского, «Современная наука, по существу, опирается на следующие три основы: 1) применение эксперимента, наблюдения и опыта при изучении природы; 2) логические доказательства выводов, полученных из основных предпосылок; 3) возможность математического представления природных процессов».
Науковедение — исследовательская отрасль, занимающаяся изучением науки.
Научные организации
В научном сообществе существует довольно большое количество научных организаций. Первые научные общества появились в Италии в 1560-х годах — это были «Академия тайн природы» (Academia secretorum naturae) в Неаполе (1560), «Академия Линчеев» (Accademia dei Lincei — дословно, «академия рысьеглазых», то есть обладающих особой зоркостью) в Риме (1603), «Академия опытных знаний» («Академии опытов», 1657) во Флоренции. Все эти итальянские академии, в которых участвовало немало значительных мыслителей и общественных деятелей во главе с приглашённым почётным членом Галилео Галилеем, были созданы с целью пропаганды и расширения научных знаний в области физики.
- ЮНЕСКО(международная организация, способствует сотрудничеству учёных и других научных организаций по всему миру).
- ИЮПАК(международная организация, способствующая прогрессу в области химии).
- Международный астрономический союз(признан в качестве высшей международной инстанции в решении астрономических вопросов).
- Российская Академия наук.
Международные научные институты
Научные институты — академии и НИИ — сотрудничают на международном уровне. Современные крупномасштабные научные проекты, такие как расшифровка генома человека или Международная космическая станция, требуют огромных материальных затрат и координации деятельности многих научных и производственных коллективов.
- CERN— крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий и физики элементарных частиц;
- ОИЯИ— в ОИЯИ были синтезированы все трансурановые элементы, открытые в СССР и России, и повторён синтез большинства трансурановых элементов, открытых в других странах.
Медали и премии
За научные достижения учёным присуждаются научные премии и медали.
- Нобелевская премия— самая престижная и знаменитая научная премия, присуждается в следующих направлениях:
– Физика, химия, физиология или медицина, литература, экономические науки
- Премия и медаль Филдса— за успехи в области математики.
- Премия Неванлинны— за крупные достижения в математических аспектах информатики.
- Премия Гаусса— за выдающийся вклад в математику посредством открытий в других науках.
- Премия Крафорда— награда вручается по следующим направлениям: Астрономия и Математика, Биологические науки и Науки о Земле.
- Премия Абеля— аналог Нобелевской премии в сфере математики.
- Премия Шао— за вклад в астрономию, математику и медицину или науки о жизни.
- Премия Ветлесена— за вклад в науки о Земле, считается эквивалентом Нобелевской премии в сфере геологии и геофизики.
- Премия Тьюринга— самая престижная премия в информатике, вручаемая Ассоциацией вычислительной техники.
- Премия Декарта— за выдающиеся достижения в науке и технике.
- Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова— высшая награда Российской академии наук.
- Золотая медаль имени Д. И. Менделеева— научная награда Российской академии наук за выдающиеся научные работы в области химической науки и технологии.
Таблица наук
Общественные и гуманитарные науки | Естественные науки | Технические науки |
Культурная антропология | Астрономия | Агрономия |
Археология | Биология | Архитектура |
География (экономическая) | География (физическая) | Аэронавтика |
Лингвистика (языкознание) | Геология | Баллистика |
Искусствоведение | Медицина | Бионика |
История | Почвоведение | Биотехнологии |
Клиометрия | Физика | Геодезия |
Краеведение | Химия | Геомеханика |
Культурология | Психология | Информатика |
Литературоведение | Математика | Кораблестроение |
Педагогика | Гидрология | Пищевые технологии и кулинария |
Политология | Геофизика | Криптография |
Психология | Геохимия | Материаловедение |
Религиоведение | Естествознание | Машиноведение |
Социология | Природоведение | Метрология |
Филология | Зоология | Механика |
Философия и история философии | Ботаника | Нанотехнология |
Экономика | Астрофизика | Робототехника |
Этнография | Системотехника | |
Юриспруденция | Трибология | |
Библиотековедение | Электротехника | |
Книговедение | ||
Архивоведение | ||
Урбанистика |
Популяризация науки
Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей.
Задача популяризатора науки — превратить так называемую «скучную, сухую» научную информацию в интересную, понятную и доступную всем информацию. Направлена эта информация может быть как на всё общество, так и на его часть, подрастающее поколение, — талантливых школьников.
Важную роль в популяризации науки играет научная фантастика. Именно она предсказала множество научных открытий. Существенный вклад в это внёс фантаст Жюль Верн.
Учёные, как носители научной информации, заинтересованы в её сохранении и приумножении, чему способствует приток в неё молодёжи.
Часто бывает, что при популяризации научной информации она упрощается и постепенно превращается в научный миф. Также бывает, что при популяризации науки возникают такие научно-популярные клише как: тайны мироздания, «учёные открыли», и т. д.
Юмор
Научный юмор — вид профессионального юмора, который основан на необычных или парадоксальных аспектах научных теорий и научной деятельности.
Также научным юмором можно назвать высмеивание учёных и некоторых аспектов науки (например, Шнобелевская премия — пародия на Нобелевскую премию).
Некоторые попытки сбора научного юмора воспринимаются с сильным непониманием. Например, был телефонный разговор составителей сборника «Физики шутят» с другими учёными, в котором собеседники составителей сказали: «наши сотрудники занимаются серьёзными делами и им не до шуток».
Тайны созданья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.
Сколько талантов вскормила Россия:
Сеченов, Павлов, плеяда врачей!
Сотни сердец бьются в такт с медициной,
И свет их горит, словно пламя свечей.
Для Родины нашей в нелегкое время
Должны мы продолжить ответственный путь.
Наука – это не тяжкое бремя,
Наука – соль жизни, знания суть.
Как много еще впереди откровений,
Волнений, исканий, открытий – не счесть!
Науке себя посвятить без сомнений
И вклад привнести – для каждого честь!
Программа внеурочной деятельности “8 класс. Олимпиадная математика” (скачать)
Н.Е.Анохина